Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома
Государственное учреждение образования
Узнацкая средняя школа Крупского района
ПЛАН
ГУО «Узнацкая средняя школа Крупского района»
проведения занятий с законными представителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет»
на 2023/2024 учебный год
Класс |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
сентябрь |
||||
1 класс |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
22.09.2023 |
лекция/ практикум / вебинар |
Черкас Е.Н., классный руководитель, Макарова Н.Г., заведующий Узнацким ФАПом
|
4 класс |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
20.09.2023 |
лекция/ вебинар |
Буйвидович Н.Д., классный руководитель, Макарова Н.Г., заведующий Узнацким ФАПом |
5 класс |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
23.09.2023 |
семинар-практикум/ вебинар |
Зайцева О.В., классный руководитель,
|
6 класс |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
30.09.2023 |
лекция/ беседа/ вебинар |
Асташко Т.Д., классный руководитель
|
7 класс |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
21.09.2023 |
лекция/ беседа/ вебинар |
Кривая Т.П., классный руководитель
|
10 класс |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
30.09.2023 |
лекция/ беседа/ семинарпрактикум/ вебинар |
Благуш С.А., классный руководитель
|
октябрь |
||||
2 класс |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
27.10.2023 |
беседа/ семинарпрактикум / вебинар |
Повод А.Э.. классный руководитель |
8 класс |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
28.10.2023 |
лекция/ беседа/ вебинар |
Губанов А.А., классный руководитель |
11 класс |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
28.10.2023 |
семинарпрактикум / форум/ вебинар |
Петренко И.А., классный руководитель |
ноябрь |
||||
1 класс |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
17.11.2023 |
беседа/ практикум / мастеркласс |
Черкас Е.Н., классный руководитель,
|
5 класс |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
18.11.2023 |
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум |
Асташко Т.Д., классный руководитель |
7 класс |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
25.11.2023 |
круглый стол |
Буйвидович Н.Д., классный руководитель |
10 класс |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
25.11.2023 |
дискуссия/ форум |
Благуш С.А., классный руководитель |
декабрь |
||||
2 класс |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
15.12.2023 |
круглый стол |
Повод А.Э., классный руководитель |
4 класс |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
16.12.2023 |
дискуссия/ форум/ семинар-практикум |
Буйвидович Н.Д., классный руководитель,
|
6 класс |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
23.12.2023 |
семинар-практикум/ психологический тренинг |
Асташко Т.Д., классный руководитель
|
8 класс |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
22.12.2023 |
семинар-практикум/ психологический тренинг |
Губанов А.А., классный руководитель |
11 класс |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
21.12.2023 |
конференция/ беседа/ практикум |
Петренко И.А., классный руководитель |
январь |
||||
1 класс |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
26.01.2024 |
круглый стол/ дискуссия/ форум |
Черкас Е.Н., классный руководитель |
февраль |
||||
2 класс |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
16.02.2024 |
лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг |
Повод А.Э., классный руководитель |
4 класс |
Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
17.02.2024 |
конференция/ круглый стол |
Буйвидович Н.Д., классный руководитель
|
5 класс |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
17.02.2024 |
лекция/ беседа |
Зайцева О.В.,классный руководитель
|
7 класс |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
24.02.2024 |
конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ психологический тренинг |
Буйвидович Н.Д., классный руководитель
|
10 класс |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
24.02.2024 |
беседа/ круглый стол |
Благуш С.А., классный руководитель
|
март |
||||
6 класс |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
23.03.2024 |
круглый стол/ дискуссия/ мастер-класс |
Асташко Т.Д., классный руководитель |
8 класс |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
30.03.2024 |
беседа/ семинар-практикум |
Губанов А.А., классный руководитель |
11 класс |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
30.03.2024 |
круглый стол/ дискуссия |
Петренко И.А., классный руководитель
|
апрель |
||||
1 класс |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
19.04.2024 |
семинар-практикум/ психологический тренинг |
Черкас Е.А., классный руководитель
|
7 класс |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
27.04.2024 |
беседа/ семинар-практикум/ психологический тренинг |
Буйвидович Н.Д., классный руководитель,
|
10 класс |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
27.04.2024 |
круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг |
Благуш С.А., классный руководитель
|
май |
||||
11 класс |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
11.05.2024 |
семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг |
Петренко И.А., классный руководитель,
|
2 класс |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
17.05.2024 |
круглый стол |
Повод А.Э., классный руководитель |
4 класс |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
18.05.2024 |
круглый стол/ дискуссия/ форум |
Буйвидович Н.Д., классный руководитель |
5 класс |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
18.05.2024 |
круглый стол |
Зайцева О.В., классный руководитель
|
6 класс |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
25.05.2024 |
конференция/ семинар-практикум/ вебинар |
Асташко Т.Д., классный руководитель
|
свернуть
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ
КРУПСКОГО РАЙИСПОЛКОМА
Государственное учреждение образования
«Узнацкая средняя школа Крупского района»
Информационно-методический материал для занятий с родителями
в рамках республиканского проекта «Родительский университет»
Тема: ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ЖИЗНЬ.
ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. ПРОБЛЕМА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ X КЛАССА.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: 3-Я ЧЕТВЕРТЬ
|
С. А.БЛАГУШ, учитель по учебному предмету “Физическая культура и здоровье”; классный руководитель Х класса |
"Какова пища – таков и ум, каков ум – таковы и мысли, каковы мысли – таково и поведение, каково поведение – такова и судьба".
Шри Сатья Саи Баба
Цель:
- формирование здорового образа жизни посредством изучения принципов правильного питания
- создание условий для привлечения родителей к активной совместной работе с детьми, повышение их педагогической культуры.
Задачи:
- сформировать правильное отношение к своему здоровью и здоровью своего ребенка через понятие «здоровое питание»;
- научить выбирать полезные и безопасные продукты питания, составлять меню;
- сформировать основу рационального питания;
- воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания;
- содействовать укреплению и улучшению внутрисемейных отношений;
Основная часть
Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья, работоспособности.
Хорошее здоровье и правильное питание находятся в зависимости друг от друга. С древнейших времен люди обращали на это внимание. В Древнем Китае, по утверждениям историков, ученые пытались найти золотую формулу вечной молодости, обращая внимание на правильное соотношение растительных компонентов пищи. Сейчас люди во всем мире пытаются организовать свое питание так, чтобы было быстро, удобно и вкусно, от этого зачастую страдает качество принимаемой пищи. Очень часто утром многим детям есть просто не хочется. В лучшем случае они проглотят бутерброд.
Работа нашего организма, усвоение полезных питательных веществ, крепкий иммунитет и хороший метаболизм все это напрямую зависит от качественного и здорового питания. Правильное питание следует начинать с определенных часов приемы пищи, чтобы в течение одних суток калории и другие питательные вещества равномерно распределялись по всему организму.
Специалисты считают, что для человека оптимально в день кушать четыре раза. Данный цикл приема пищи способствует наилучшему усвоению веществ в организме. Если продукты распределяются по часам, то следует учесть их энергетический потенциал. Во время обеда рекомендуется употреблять пищу с большим содержанием белка, такая пища повышает продуктивные способности центральной нервной системы. Молочные и кисломолочные продукты лучше всего есть перед тем, как ложитесь спать. Перед тем, как вы будете есть, лучше всего скушать салат или пару овощей. Пищу следует принимать по расписанию и строго его придерживаться, иначе питательные вещества будут усваиваться значительно хуже. В еде всегда следует знать меру. Излишний вес способствует развитию многих болезней, понижает способность иммунной системы бороться с вирусами.
Выражение «здоровое питание» по-разному понимается в разных странах людьми с разными культурными традициями. Вообще говоря, здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. В целом под выражением «здоровое питание» подразумевается совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых нами усилий для улучшения здоровья, как собственного, так и окружающих. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности нашего организма в питательных веществах.
Все диетологи сходятся на том, что меню любого человека, а особенно ребенка, должно быть разнообразным. Оно должно по возможности включать все продукты, которые необходимы человеку, чтобы он получал все важные питательные вещества, витамины, минералы. Особенно важно употреблять в пищу овощи, фрукты, злаки, зелень.
Физиологические особенности детей школьного возраста характеризуются интенсивностью роста, напряженностью процессов метаболизма, половым развитием, увеличением энергетических затрат и формированием типа высшей нервной деятельности. Для этого периода характерно увеличение умственной и физической нагрузки в связи с сочетанием учебных занятий в школе и спортом. Для воплощения этих затрат необходима организация правильного рационального питания школьников.
Мода подчиняет себе не только прическу, косметику или одежду. Всё больше вторгается она и в питание. "Из всех факторов, которые оказывают влияние на человека и от которых зависит его благополучие, режим питания является, несомненно, одним из самых важных" – сказал видный учёный прошлого века Ото Уел в своей книге «Питание и развитие человека». Это высказывание известного биолога несёт в себе большой смысл.
Фастфуд делает детей глупее. Британские ученые доказали, что дети, употребляющие гамбургеры, картошку фри и прочие продукты быстрого питания чаще трех раз в неделю, получают более низкие оценки по сравнению со сверстниками, ведущими здоровый образ жизни. Согласно результатам, у некоторых любителей фаст-фуда оценки были ниже по сравнению со средним баллом на 16%.
О вреде фастфуда в последние годы говорят много. Ученые отмечают, что подобная пища вредна в первую очередь для органов пищеварения. Различные хот-доги и гамбургеры – это несбалансированная еда, в которой есть только жиры, углеводы, соль и специи. А такой набор ведет к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушению моторики кишечника, обострению гастритов, холециститов и колитов.
Кроме того, как считают ученые, мясо хот-догов содержит вещества, вызывающие мутации и повышающие риск заболевания раком. А употребление кебабов, известных у нас как шаурма, два раза в неделю существенно повышает риск развития сердечных заболеваний через десять лет.
Не надо забывать, что природа очень мудра. В процессе эволюции человеческий организм выработал определённый энергетический баланс, необходимый для обеспечения своей нормальной жизнедеятельности. И последнее возможно только при правильном питании.
Необходимо заботиться о том, чтобы ежедневная пища содержала в себе как можно больше компонентов, которые предохраняют организм от различных функциональных изменений.
Недостаточно лишь получить приятные вкусовые ощущения и утолить чувство голода. Мы должны дать тканям и клеткам нашего организма всё необходимое для нормальной работы.
Например, обилие сладкой, пряной, острой и жирной пищи способствует появлению на коже угревой сыпи, отрицательно сказывается на многих органах.
Самые действенные средства укрепления нашего здоровья и, следовательно, улучшения внешности хранятся в кладовой природы, и залог успеха в регулярном и правильном их использовании. Дефицит витаминов в питании неблагоприятно отражается на организме человека и его внешности. Так, при недостатке витамина А появляется сухость и шелушение кожи, волосы становятся матовыми и ломкими, ногти – мягкими.
Голод – одно из первых чувств, которыми наделяет природа человека сразу после рождения. Инстинктивно новорождённый ребёнок тянется к еде, понимая, что она – единственный источник жизни. Только пища снабжает ребёнка веществами, позволяющими ему расти и развиваться.
Советы родителям
Детям необходимы регулярные приемы пищи и перекусы между ними. Если вместо этого ребенок привыкнет «перехватывать» что-то на ходу, речи о сбалансированном питании быть не может. Хорошо, когда дети начинают свой день питательным завтраком – например, молоком с хлопьями, чтобы справиться с утренней нагрузкой в школе. Затем – один тост, 1-2 фрукта или кусок кекса дадут им дополнительную энергию, чтобы чувствовать себя бодрыми до обеда. Сам обед желательно сделать как можно более разнообразным.
Основные правила здорового питания школьников рекомендуют родителям следующее: 1-2 раза в неделю желательно есть рыбу; 1 раз в неделю – красное мясо (такое, как говядина); 1-2 раза в неделю ребенок должен есть бобовые или такие блюда, как фаршированные овощи; в остальные дни ребенку можно давать белое мясо (например, курицу) или блюда, приготовленные из макаронных изделий.
Примите к сведению, что к здоровому питанию школьников можно приучить с помощью совместных ужинов и обедов по выходным, во время которых вы собираетесь за столом всей семьей.
Продукты из всех пищевых групп
Говоря о здоровом питании учащихся, надо заметить, что детям необходимо есть продукты всех пищевых групп – чтобы удовлетворить нужду своего организма в питательных веществах. Остановимся на этом подробнее.
Хлеб, другие злаковые и картофель. Хорошо, чтобы питание школьников опиралось на эту группу продуктов. Готовя еду отдайте предпочтение муке грубого помола. Здоровое питание предполагает, что 2/3 рациона школьников будут составлять продукты, изготовленные именно из такой муки.
Фрукты и овощи. Для здорового, полноценного питания школьникам необходимо давать 5 порций разнообразных фруктов и овощей ежедневно. Одной порцией может считаться: 1 фрукт среднего размера – например, банан, яблоко, апельсин; 2 фрукта маленького размера (таких, как слива), 10-15 виноградин, вишен, ягод; 1 небольшая порция салата из свежих овощей; 3 полных столовых ложки приготовленных овощей – таких, как зеленый горошек; 3 полных столовых ложки приготовленных бобовых – таких, как фасоль (если ребенок съест больше, это все равно засчитывается, как одна порция); 1 столовая ложка сухих фруктов – таких, как изюм или курага; 1 небольшой стакан натурального сока (если ребенок выпьет больше, это все равно засчитывается, как одна порция).
Молоко и молочные продукты. Молочные продукты пониженной жирности обычно содержат в себе такое же количество кальция и тот же перечень витаминов, которые мы находим в продукции нормальной жирности. Однако полностью обезжиренные молочные продукты детям употреблять нежелательно.
Мясо, рыба и альтернативные им продукты. Мясо (особенно красное) и рыба являются наилучшими источниками железа. Однако бобовые (чечевица, фасоль), зеленые листовые овощи и обогащенные злаки также могут дать организму школьника достаточно железа. Жирная рыба – такая, как сардины, анчоусы, макрель, лосось – очень богаты Ω-3 жирными кислотами. Эти кислоты необходимы для правильного функционирования нервной, иммунной и сердечно сосудистой систем ребенка. Правила здорового питания не только школьников, но и детей вообще, говорят о том, что в неделю детям необходимо съедать 2 порции жирной рыбы.
Жирные или сладкие продукты. Продукты высокой жирности или с большим содержанием сахара – такие, как торты, печенье, шоколадные вафли, хрустящий картофель – дают школьникам много энергии, однако почти не содержат в себе витаминов. В небольшом количестве детям сладости употреблять можно, однако, только как компонент сбалансированного питания, а не как замену основной, здоровой и полезной пищи.
Полезные напитки. В качестве самых подходящих напитков здоровое питание предлагает для школьников молоко и воду - поскольку они не разрушают их зубов. Соки обладают повышенной кислотностью и содержат высокий процент сахара (даже в натуральных соках мы находим природные сахара). Поэтому соки детям лучше давать вместе с едой - в противном случае, желательно разбавлять их водой. Общее количество жидкости, которое необходимо школьнику в течение дня, зависит от погоды, физической активности ребенка и от продуктов, которые он ест. Неплохой идеей будет давать детям один стакан воды (молока или сока) с каждым приемом пищи, и один стакан – между приемами. Давайте детям больше жидкости во время жары и в период повышенной физической активности. Избегайте давать им газированные напитки с содержанием кофеина во время еды, поскольку кофеин препятствует всасыванию организмом железа.
Уважаемые родители! Педагоги школы, так же, как и вы, заботятся о здоровье ваших детей. Возьмите на заметку полезную информацию! Если прислушиваться к советам по правильному питанию для школьников, то ваш ребенок будет хорошо учиться и всегда находиться в прекрасном расположении духа.
Вопросы для обсуждения
- Вредно ли вегетарианство?
- Как помочь ребенку, если он начал набирать лишний вес?
- Ребенок – сладкоежка. Как заменить сахар?
- Аллергия на молоко. Чем его заменить?
- На что обратить внимание на этикетках на продуктах питания?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
А) Очень высокое (здоровье ребенка очень сильно зависит от его питания)
Б) Высокое (здоровье ребенка зависит от его питания)
В) Среднее (здоровье ребенка скорее зависит от питания)
Г) Ниже среднего (здоровье ребенка скорее не зависит от питания ребенка)
Д) Низкое (здоровье ребенка не зависит от его питания)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
А) Нехватка времени для приготовления пищи дома
Б) Недостаток знаний о том, каким должно быть питание ребенка
В) Недостаточно средств для того, чтобы обеспечить рациональное питание ребенка
Г) Отсутствие единого понимания у всех членов семьи, – каким должно быть правильное питание у ребенка (кто-то из взрослых разрешает есть сладости, кто- то запрещает и т.д.)
Д) Ребенок не умеет вести себя за столом
Е) Ребенок «увлекается» сладкими, острыми, жирными продуктами с высоким содержанием калорий: сладости, чипсы, сэндвичи или бутерброды, газированные напитки, сухарики и др.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
это не нужно.
Методические указания
Конечно, вы любите свою кровиночку, но это не повод раскармливать ребенка большими порциями. Даже взрослому человеку достаточно не больше 400 грамм еды за раз. У молодого организма есть преимущество – быстрый метаболизм, но с возрастом все изменится, а привычка останется. Не создавайте проблему на ровном месте – приучайте есть понемногу. 2. Запретите гаджеты за обеденным столом
Как давно вы просто собирались за завтраком и разговаривали, обсуждали планы на день, не листая новостную ленту? Известный факт – мы отвлекаемся на синий экран и не чувствуем насыщения, из-за чего съедаем больше положенного в три раза. Разорвите порочный круг, объявив новое правило: есть только за кухонным столом и без всяких гаджетов. 3. Не заставляйте детей доедать
Эта вредная привычка передалась нам от наших прадедов, которые пережили голод и войну, поэтому относились к пище как к святыне. Они никогда не выбрасывали испортившиеся продукты, всему находили применение. Но времена изменились. Если хотите уберечь детей от переедания – не насилуйте их пищей. Пусть едят столько, сколько хотят и когда захотят. Остатки можно сгрузить в контейнер. Не превращайте желудок в мусорный бак, не прививайте детям расстройство пищевого поведения. Проголодаются – на столе есть фрукты. 4. Приобщайте их к процессу готовки
Пища, которую мы готовим сами, всегда кажется особенной. Поощряйте детей участвовать в этой магии, пусть помогают в меру сил – чистят овощи, раскатывают тесто, экспериментируют со специями. Проникнувшись процессом, они поймут, сколько усилий и труда вы вкладываете в создание каждого блюда. Это научит их уважать ваш труд и меньше капризничать. Конечно, они захотят попробовать то, что получилось. 5. Делайте творческую подачу блюда
Просто есть кашу или грызть морковку – скучно и невкусно. Делайте хоть иногда праздничную сервировку стола со свечами и красивыми бокалами для сока. Подавайте салаты в необычной форме, заправляйте их вкусным соусом, в который захочется обмакнуть каждый листочек салата. Здоровая пища тоже может быть вкусной и интересной. 6. Не прячьте сладости, оставляйте все на виду
Запретный продукт порождает нездоровый интерес, его найдут в любом укромном месте или начнут покупать втихаря от родителей. Лучше не возбуждать аппетит «запретными яствами», а все держать под контролем. Для этого необязательно покупать домой вредные сладости. Ягоды, сухофрукты, орехи, полезные снеки куда лучше чипсов и батончиков. А еще можно самим напечь печенье или сделать домашние конфеты, состав которых не будет вызывать подозрений. 7. Сократите количество перекусов
Конечно, ребенок не захочет суп, если каждый час заправляется печеньем или бутербродами с колбасой. Дробное питание – прекрасная вещь, главное, следить за полезностью перекусов и их калорийностью, регламентируйте график питания, выдерживайте столько времени между приемами пищи, чтобы ребенок успел проголодаться. 8. Не используйте десерт в качестве награды
Типичная ошибка родителей – поощрять хорошее поведение ребенка, высокие оценки и достижения сладкими сюрпризами. Это самый простой способ его порадовать, заставить слушаться, вдохновить на выполнение скучной домашней работы. Однако последствия печальны – ребенок начинает ассоциировать свое эмоциональное состояние с едой. Последнее порождает нездоровую привязанность к вредным продуктам. Мол, если грустно, можно заполнить душевную пустоту конфеткой, если радостно – купить чипсов. Помните, пища не должна ассоциироваться с наградой, быть единственным источником удовольствия в жизни. Нет плохой и хорошей еды, это просто топливо, необходимость. 9. Будьте примером для подражания
Хотите видеть детей здоровыми и красивыми – начните с себя. Проанализируйте собственные привычки питания, соответствуют ли они тем требованиям, которые вы выдвигаете близким? Нельзя повлиять на окружающих, если сами себе во всем перечите – питаетесь жирной пищей, переедаете, страдаете ожирением. Почему вам можно, а другим нет? Дети во всем ровняются на родителей, неосознанно копируют их поведение и привычки. Лучший способ влюбить их в здоровую кухню – самим это дело любить и практиковать.
Список литературы: 1. Сорока Н. Ф. Питание и здоровье. Минск, 1995. 2. http://www.1september.ru/ |
свернуть
Информационно-методический материал для занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет»
Тема: ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ I КЛАССА.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: 3-Я ЧЕТВЕРТЬ
А.Э.ПОВОД, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГУО «УЗНАЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА КРУПСКОГО РАЙОНА»
Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.
К.Д. Ушинский
Цель:
-показать место и значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка;
-создание условий для привлечения родителей к активной совместной работе с детьми, повышение их педагогической культуры.
Задачи:
- формировать у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях;
- формировать трудовые умений ребенка в семье, потребности выполнения трудовых умений;
- на примере семейных традиций формировать у ребенка желание трудиться;
- содействовать укреплению и улучшению внутрисемейных отношений;
- содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни.
Основная часть
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».
Семейная традиция ‒ это нечто такое, что объединяет всех членов семьи, и направлено оно на укрепление и улучшение внутрисемейных отношений.
Значение семейных традиций в воспитании детей
➢ любовь к семье,
➢ уважение к своим родным,
➢ заботу о близких,
➢ правильное понимание семьи и ее роли в жизни.
Несоблюдение семейных обычаев и устоев может привести к ослаблению связей между ее членами, к разрушению семейных уз.
(из статьи Е.А. Малышевой)
Школа многое делает, чтобы раскрыть перед своими питомцами великую роль труда в жизни общества, научить их ценить чужой труд, привить любовь к труду, желание и умение трудится на общую пользу.
Но в трудовом воспитании, как и в других вопросах воспитания не менее важна роль семьи. Если ребёнок добросовестно относится к труду, выполняет свои обязанности в семье, ответственно относится к порученному делу, значит, ребенок сохранит эти качества на всю жизнь.
Среди родителей вряд ли найдутся такие, которые хотели бы вырастить из своего ребенка лежебоку, не мечтали бы видеть его тружеником. Но только желать мало. Трудовое воспитание в семье — процесс длительный и сложный. Здесь есть свое трудности, свои правила.
Первые самостоятельные не сложные трудовые задания дети должны выполнять еще в дошкольном возрасте. В раннем детстве должны они испытать радость от того, что участвуют в общем семейном труде.
Значительно шире возможности трудового воспитания младших школьников. Поступив в школу, ребенок становится членом большого детского коллектива, вместе со своими сверстниками участвует в общем труде. В школе с первого класса вводятся уроки технологии. Дети убирают свой класс, территорию школы, работают на пришкольном участке, участвуют в общественно — полезном труде. Соответственно усложняются их трудовые обязанности в семье. Некоторые правила трудового воспитания детей:
Родителям необходимо строго следовать элементарным правилам трудового воспитания младших школьников. Там же, где родители не добиваются этого, у детей создается привычка за многое браться, но ничего не доводить до конца. Так вырабатывается леность. Неправы те родители, которые считают лень врожденным качеством. Лень — это результат неправильного воспитания. И будет ли ребенок трудолюбивым или ленивым всецело зависит от нас самих.
Виды домашнего труда, в которых могут участвовать младшие школьники
Первое - это умение соблюдать порядок: вешать свою одежду на вешалку, ставить посуду в шкаф, каждую вещь класть на свое место, чтобы не бегать в бесцельных поисках, когда она понадобится. Во-вторых, - уборка в доме: вытереть стол, убрать остатки пищи, подмести пол, вытереть пыль, смести паутину, проветрить помещение. К необходимым правилам относятся и правила личной гигиены: мытье рук, лица, уход за волосами, ногтями. Уже в младшем возрасте ребята могут помогать родителям в приготовлении пищи. Вскипятить воду, молоко, заварить чай, очистить овощи, а также приготовить для себя и членов семьи несложный завтрак, сварить кашу, яйца, сделать яичницу или сварить картофель, приготовить кофе и т. д. Конечно, это только часть дел, которыми могут заниматься ученики 1 - 4 классов. Виды домашнего труда зависят от условий жизни семьи, от ее традиций.
Приучать к труду детей надо постепенно, начиная с самых простых дел: сварить яйца, пришить пуговицу, вешалку. Следует помнить, что привычное для взрослого дело не так легко и просто выполнить ребенку, особенно младшему школьнику. Некоторые родители каждую неудачу своих детей в труде стремятся приписать их лени.
Маленькие дети в силу своей природы нуждаются в частых повторениях. Родителям надо быть выдержанными и терпеливыми, приучая детей к труду, помнить, что лишь постоянные повторения приводят к выработке навыка. Устранение же детей от участия в труде, реплики вроде: «Лучше уж я сама сделаю» - не способствуют правильному воспитанию.
Следует так же помнить, что если дело ребенку долго не удается и он не видит положительного результата своего труда, у него появляется отвращение к данному делу, апатия. А это весьма опасно.
В трудовом воспитании детей особенно велико значение личного примера родителей. Правильно поступают в тех семьях, в которых родители часто беседуют с детьми о своем труде, рассказывают об успехах своей бригады, о лучших людях, с осуждением говорят о лодырях. Так воспитывается уважение к труду, к людям труда, понимание его роли в жизни. Но, конечно, одних бесед мало. Главное дети должны сами видеть, что их родители любят труд, испытывают радость от него. Правильно поступают те родители, которые стремятся передать свои трудовые умения детям.
Совместный труд — лучшее средство преодолевать детскую неумелость. Совместный труд родителей и детей — хорошая школа воспитания коллективных навыков. Влияние на ребенка оказывает не только пример родителей, но и сам процесс совместного труда. Пусть у них разный объем работы, но и сила и сноровка различны, а дело они делают одно.
Приучение к коллективному труду — важнейшая задача трудового воспитания. Совместный коллективный труд прекрасное средство для воспитания организаторских способностей. Необходимо в семье сделать так, чтобы каждый мог быть не только исполнителем, но и организатором труда, умел планировать свой труд.
Труд-соревнование. Он вызывает у детей большой интерес. Важное место в трудовом воспитании детей занимают умелый учет и оценка труда. Дети очень любят, чтобы взрослые замечали их усилия, поощряли их. Нет ничего обидней для ребенка, когда его старания остаются незамеченными. Труд — неоцененным, или, еще хуже, вместо похвал он получает выговор.
Определенную роль в воспитании интереса к труду играют правильно примененные поощрения. Поощряя детей за хороший труд, родители укрепляют у них желание еще лучше трудиться, добиться еще больших успехов. Младшие школьники особенно чутки к поощрениям, им очень хочется заслужить одобрение родителей.
Наиболее простой и доступной формой поощрения является похвала родителей. Хорошими видами поощрения за добросовестный труд могут быть совместные прогулки с родителями, игры, развлечения. Но, ни в коем случае не следует устанавливать плату за труд. Встречаются отдельные родители, которые устанавливают даже специальную «таксу» за детский труд: сходил в магазин за хлебом или молоком — дам денег на кино, выполнил какое-то поручение — получай за него денежное вознаграждение. Таким родителям кажется, что они поощряют труд детей, но это ложное мнение. Так воспитывается не трудолюбие, а жадность, корыстолюбие. Это, конечно, не значит, что иногда ребенка нельзя и поощрить за хороший труд каким-либо подарком. Но сделать это необходимо обдуманно и с большим тактом. Неплохо подарить ребенку набор инструментов «Конструктор» или другую полезную и интересную игру. Очень правильно поступают те родители, которые поощряют детей правом участвовать в новом для них виде труда. Такое поощрение особенно ценно. Следует ли наказывать ребенка за плохое отношение к своим трудовым обязанностям? Главное — не показывать, а проявляя последовательность и настойчивость, добиться, чтобы порученное дело было выполнено. Но иногда в качестве наказания ребенка можно лишить права заниматься любимым делом. Наказанием для ребенка может являться сознание, что из-за его плохого поступка получили неприятность его родители. Ни в коем случае нельзя наказывать детей трудом.
А следует ли обучать мальчиков так называемому «бабьему делу». Да, следует обучать мальчиков домашней работе. В нашем обществе, где женщина трудится наравне с мужчиной, домашний труд не может целиком ложиться только на ее плечи. Уже с детства необходимо у мальчиков воспитывать уважительное отношение к женщине, желание помочь ей, разделить с ней необходимый домашний труд. Следует сказать, что рассчитывать на то, что с годами все само самой образуется, не следует. Если мальчик с детства не приучен к домашнему труду, он и во взрослом возрасте вряд ли с охотой будет им заниматься. Можно привести много примеров, когда родители успешно приучили мальчиков заниматься домашним трудом, и те достигали хороших результатов. Мать может приучить сыновей готовить, даже пироги печь. Они сами убирают квартиру, иногда готовят обед к приходу родителей.
Правильно поступают те родители, которые объясняют сыновьям, что умение вымыть пол, приготовить кушанье, заштопать носки и т. д. Пригодится им во время службы в армии, ведь солдаты всю эту работу делают сами, да и в дальнейшей взрослой жизни.
В семьях, где есть девочки и мальчики, также следует не делать различия в поручении к домашней работе. Различие может быть только одно — наиболее тяжелая работа поручается мальчикам. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду может сыграть личный пример отца. Отцу следует воспитывать в детях заботливое и внимательное отношение к матери, которую надо всячески разгрузить от домашних забот. Домашний труд, труд в семье — это только часть труда младших школьников. Родителями следует постоянно интересоваться, какими видами труда занимаются в школе их дети.
Отдельные родители противопоставляют труд учебе. Они говорят: «Пусть только учатся хорошо, кончит школу, тогда поработает».Конечно, учение — это тоже труд и труд нелегкий, но домашний труд не должен мешать учебе, но следует помнить, что учение — это умственный труд. Чередование же умственного и физического труда создает хорошие условия для развития ребенка. Чтобы наилучшим образом сочетать оба вида труда, следует выработать для детей определенный режим дня.В режиме следует специально предусмотреть время для выполнения трудовых поручений. Если такое время выделено, школьник не может уклониться от участия в труде под предлогом, что у него нет времени. В режиме так же должно быть выделено время на отдых. После труда детям надо хорошо отдохнуть, чтобы восстановить потраченную энергию. Лучшим видом отдыха после физических усилий для младших школьников является сон.
В заключение советы родителям о гигиене труда.
Правила семейных традиций:
Берегите семейные традиции. Современные тенденции таковы, что семейных традиций в нашей жизни остается все меньше. Точнее они есть, но те, что формируются на смену прежним, не всегда имеют положительное влияние на воспитание детей. Традиция, когда женщина работает с утра до ночи, а мужчина сидит дома, одинаково опасна как для сына, так и для дочери. Традиция, когда родители помимо работы больше ни на что не находят времени и желания, негативно сказывается на детях любого возраста. Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это – детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.
Трудовое воспитание детей — дело семьи и школы. Только объединив усилия, можно будет воспитать из наших детей настоящих тружеников.
Советы родителям:
Задумайтесь...
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Анкета для родителей № 1.
- Любит ли ваш ребенок трудиться?
- Что он любит делать по дому?
- Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?
- Как долго может трудиться ваш ребенок?
- Работа выполняется увлеченно или неохотно?
- Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?
- Поощряете своего ребенка за выполненную домашнюю работу?
- Наказываете ли своего ребенка, если он выполнил работу плохо?
- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни своего класса?
- Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?
Анкета для родителей№2.
Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить участие своего ребенка в обозначенных анкетой трудовых делах?
Я знаю, что ребенок в школе:
Мой ребенок дома:
дежурит по классу
выносит мусор
дежурит в столовой
моет посуду
имеет трудовые поручения
убирает свою комнату
участвует в трудовых делах класса
убирает квартиру, дом
занимается в кружке
делает покупки
занимается в секции
ухаживает за младшими
Методические указания
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Среди них: родительское собрание; родительский лекторий; встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями; индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей; участие родителей в ученических конференциях и фестивалях, дни открытых уроков, праздники знаний, недели предметов и т.д.;
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, классных уголков, благоустройство школы, сбор макулатуры и т.д.
Формы досуга: совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы, экскурсионные поездки и т.д. Но это не даёт должного результата и перед педагогами встают вопросы: Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребёнка?
Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями и детьми включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс, участие в управлении школы.
Какие же формы работы с семьей учащихся может использовать учитель?
Индивидуальные формы работы. Учитель планирует индивидуальную работу с семьей на весь учебный год, определяет очередность посещения семей школьника, дни консультаций родителей в школе. Первое посещение семьи ученика носит ознакомительный характер: учитель выясняет состав семьи, характер работы каждого члена семьи, рабочее место ученика, а также выяснить, какие книги читает ученик, в какие игры любит играть. Первое знакомство в семье поможет выяснить интересы ребенка, его склонности, чем он увлекается в свободное время. В присутствии родителей учитель выясняет у ребенка, что он умеет делать, как помогает семье, какие трудовые обязанности имеет в качестве постоянных и как относится к ним.
Родительский дневник - это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Вторая часть дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка, каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания - страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице фиксируются достижения детей, связанные с его обучением и воспитанием. Например, если учащийся класса по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, и он принял участие в каком-либо общешкольном, а может быть даже районном мероприятии, то это является большим успехом для данного ученика и об этом успехе обязательно должен узнать родитель.
Подготовка материалов для рубрики «В родительский дневник»:
- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок?
- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
- Если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том, что ждет его в будущем?
- Если вы никак не реагируете на выполнение на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появится желание делать привычные дела еще лучше?
- Если вас интересуют только личные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?
Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей нужно придерживаться, определенной этики общения с родителями.Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации. Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме. Время консультации или беседы должно быть четко оговорено. Родители не должны ждать под дверью своей участи. Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече. Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность. Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме. Все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” должны быть внимательно выслушаны. В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме. Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка. Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.
Посещение ребенка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголкашкольника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика.
Коллективные формы работы учителя с семьей ученика. Учителю важно сформировать коллектив не только учащихся класса, но и их родителей. Учителю предстоит воспитать в каждом из родителей заботу об успехах в учебе и поведении учащихся всего класса, добиться такого положения, когда жизнь каждой семьи и жизнь класса сливаются в одно целое. Для этого должна быть изменена психология родителей; они должны чувствовать ответственность за учащихся всего класса. Помочь родителям перестроиться на такую коллективную ответственность должен учитель.
Классные собрания одна из важнейших форм работы с родителями. Они обычно проводятся один раз в четверть, но при необходимости могут проводиться и чаще. На собрании учитель может выступить с лекцией или беседой на педагогическую тему. Можно предложить родителям решить педагогические задачи, провести игры. Например, во время проведения родительского собрания предложить игру «Добавь лучики».
Попробуйте назвать несколько традиций которые вы знаете, необязательно, чтобы они были вашими и наше солнышко ярко засияет. Его нам так сейчас не хватает. Родители по очереди называют, я помогаю и добавляю лучики к солнышку. 1. Сказка на ночь.
Такая методика обнажает существующие точки зрения и способствует выработке единого мнения по актуальным вопросам воспитания. Можно проводить и совместные собрания родителей и учащихся. Дети могут выступить перед родителями с концертом, задать интересные вопросы, задачи. Это помогает родителям увидеть своего ребенка с другой стороны. Все возможные варианты проведения родительских собраний трудно предусмотреть. Характер родительских собраний подсказывает сама жизнь, работа классного коллектива и всей школы. Определяются тематика и методика проведения собрания, исходя из общих целей воспитания и задач, стоящих перед школой. Готовясь к родительскому собранию, учитель тщательно анализирует работу каждого ученика, продумывает пути обогащения родителей педагогическими знаниями, повышения их педагогической культуры.
Можно использовать и такую форму работы, как семинары, на которых могут решаться педагогические задачи и вырабатываться общественное мнение родителей по актуальным вопросам воспитания. Немалое место в этой системе занимают конференции родителей. Тематика их может быть различной. Например, "Трудовое воспитание детей в семье", "Трудно ли быть отличником", "Родительский авторитет". При подготовке необходимо изучить конкретный опыт, используя анкетирование среди родителей и детей. В основе этого содружества семьи и школы - постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической, помощи семье при затруднениях в воспитании. В сложной и важной работе с родителями можно использовать и такие методы как:
- регулярные педагогические беседы;
- групповые консультации по отдельным вопросам воспитания;
- индивидуальные консультации родителей;
-родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания;
- педагогические диспуты;
- вечера вопросов и ответов по проблемам воспитания;
- открытые родительские дни в школе, во время которых родители могут посетить любой урок или внеклассное мероприятие;
- беседы за круглым столом;
- педагогическая викторина "Кто? Как? Почему?"
Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Родительские чтения дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовить родителей к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в подростковой среде.
Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. Система тренингов с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап – ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап – уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я – как родитель, я – как личность, я – как член общества, 3 этап – принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей. Тренинг является малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее. Ценно то, что опыт, полученный в ходе тренинга, участники обсуждают со своими односельчанами и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.
Родительские дни. “День открытых дверей” предлагаю проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет. Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.
Концерты. Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику. Раз в месяц в школе проводятся праздники, концерты общешкольного уровня. Январь - спортивный праздник “Мама, папа, я – дружная семья”. Февраль - праздник “День Защитника Отечества”. Март - праздник “Для милых мам”. Апрель - концерт “Весенние трели”. Май - праздник “Они защищали Родину”. Сентябрь - линейка “Здравствуй школа”. Октябрь - праздник урожая “Золотая осень”. Ноябрь - мероприятия, посвященные неделе инвалидов. Декабрь - Новогодний праздник “В гостях у Деда Мороза” Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают педагогам и воспитателям готовить номера художественной самодеятельности. Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.
Творческие отчеты. Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.
Выставки работ. Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная. Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д. Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.
Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие вопросы. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий. В школе можно оформить “Уголок для родителей”, из которого они могут узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в школе. Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются правонарушителями.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей.Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемого. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Список использованных источников:
1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий.
2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии.
3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.
4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.
5. Рассказывайте своему ребенку о себе. Детям часто трудно представить, что Вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своей молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. При этом помните:
• такой разговор - не повод для поучительных историй («когда я был в твоем возрасте...», «если бы мы жили так, как вы сейчас...» и т.д.);
• не делайте из рассказа выводов-наставлений; («учись...», «пока мы живы - добивайся успехов» и т.д.);
• рассказ должен быть «к месту», дабы не зависнуть в пространстве, не найдя понимания.
6. Старайтесь обнаружить истинную проблему своего ребенка и, не разрушая его собственного решения, попытайтесь помочь преодолеть трудную ситуацию самостоятельно.
7. Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.
8. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы. Ваш ребенок будет учиться не паниковать в трудной ситуации.
9. Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.
10. Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.
11. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?
свернуть