Урок по ОБЖ "Безопасность на воде"

3 класс Учитель: А.Э. Повод

Тема: Безопасность на воде

Цель:  систематизация знаний о правилах безопасности на водоемах в различное время года.

Задачи: создать условия для  обучения правилам безопасности при нахождении на льду водоемов, вблизи водоемов ранней весной и летом;

содействовать развитию практических навыков;

воспитывать дисциплинированность, стремление проявлять заботу о своей жизни и чувство ответственности за жизнь других людей.

Ход урока

I. Организационный момент.   (Слайд 1)

Загадка о воде.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

- О чем мы сегодня будем говорить?  

- Какие виды водоёмов вы знаете?

II. Актуализация опорных знаний. (Слайд 2)

На доске ученики читают девиз: “Осторожность – не трусость”.

- Как вы понимаете это выражение? Рассуждения детей.

- Вода – наша жизненная необходимость и смертельная опасность. Водные просторы занимают 70% территории Земли.

- Можем ли мы прожить без воды? Нет. На каждого человека приходится в среднем ¼ км3 воды, всего на Земле 1,5 млрд. кмводы. Воду мы пьем, используем для приготовления пищи, для стирки, мытья.

- Что может заменить нам то удовольствие, которое мы получаем от купания в теплое время в воде? Из этого мы можем сделать вывод, что вода для нас жизненная необходимость.

III. Сообщение темы урока. (Слайд 3)

- В среднем в год на водоемах Беларуси погибают 7 тысяч человек, сотни тысяч людей от стихийных бедствий (наводнений, селевых потоков, штормов и других).

Немалую долю составляют случаи нелепой гибели людей по причине незнания или грубого нарушения правил поведения на воде. Из этого мы можем сделать второй вывод, что вода для нас смертельная опасность. Сегодня мы с вами поговорим о том, как, наслаждаясь прелестями воды, не стать её жертвой.

IV. Изучение нового материала.

- В среднем в год на водоемах Беларуси погибают 7 тысяч человек, сотни тысяч людей от стихийных бедствий (наводнений, селевых потоков, штормов и других).

Немалую долю составляют случаи нелепой гибели людей по причине незнания или грубого нарушения правил поведения на воде. Из этого мы можем сделать третий вывод, что вода для нас смертельная опасность. Сегодня мы с вами поговорим о том, как, наслаждаясь прелестями воды, не стать её жертвой.

- Предлагаю вам ознакомиться с опасностями, подстерегающими нас на водоёмах.

Какое самое главное правило вы должны усвоить? 

- Самое главное правило – с вами должны быть взрослые и вы должны соблюдать правила безопасного поведения на водоемах. Вы должны предупредить родителей, куда вы идёте, с кем вы идете, ориентировочно на какое время вы идете. Купаться на водоём вы можете пойти только с разрешения родителей.

Предлагаю вам определить, кто из изображенных на рисунке персонажей рискует попасть в опасную ситуацию и почему? (картинка из учебника ОБЖ).

V.  Закрепление изученного материала.

- Давайте вспомним правила безопасного поведения на водоёмах  и возле них летом. (Слайды 4-7)

 - Какие правила безопасного поведения на водоёмах и возле них вы должны соблюдать в зимний период? (Слайды 8-14)

Если вы не соблюдали правила, может случиться беда. Как вы должны вести себя в такой ситуации.  (Просмотр ролика)

VI. Оперативный контроль. (Слайд 15-16)

Заполните тест, обводя ручкой буквы с правильным вариантом ответа.

1. Наиболее прочен лед…

А) чистый прозрачный

Б) мутный

В) на участках запорошенных снегом

2. Если во время купания у тебя свело ногу, как ты поступишь? Выбери правильный ответ.

А) возьму ногу за носок и потяну на себя;

Б) приму положение «поплавок» и разотру мышцу;

В) буду звать на помощь;

Г) уцеплюсь за друга.

3. По льду какой минимальной толщины можно пройти группой?

А) 12 см

Б) 5 см

В) 3см

4. В каком направлении нужно выбираться, провалившись под лед?

А) в том же куда шли

Б) в сторону

В) в обратном, т.е. откуда пришли

5. О чем свидетельствуют перечисленные далее признаки: посторонние включения во льду (трава, ветки, камыши); толстый снежный покров; белые пузыри подо льдом?

А) это ни о чем не говорит

Б) о хрупкости льда

В) о надежности ледового покрытия

VIII. Подведение итогов.

1. Как определить степень безопасности водоёма?

2. Как определить толщину льда и его безопасность?

3. Что необходимо предпринять, если Вы провалились под лёд?

Заслушать 3-4 обучающихся с обсуждением и дополнениями всей группы.

VII.  Рефлексия(Слайд 17)

- Нарисуйте один из предложенных смайлов, который больше всего подходит к вам после этого урока.